Нарушение осанки у детей школьного возраста лечение. Формирование правильной осанки у детей

ХХI, как и XX, век не без оснований называют веком человека сидячего и даже сидячей цивилизации. Развитие современного транспорта, образование крупных городских агломераций, появление все новых машин, облегчающих труд на производстве, дома и в школе - все это привело к кардинальному изменению образа нашей жизни. Подсчитано, что мы с вами сидим до 15 часов в сутки, сознательно «выключая» одну из важнейших систем нашего организма - опорно-двигательный аппарат. Это бездействие не может не сказаться на состоянии и физическом здоровье скелета и мышц. Слабея день ото дня, они страдают от множества патологий, хорошо знакомых ортопедам, терапевтам и, к сожалению, педиатрам.

Причины нарушений

Гиподинамия (снижение двигательной активности и силы мышечных сокращений) наблюдается и у взрослых, и у детей, которые даже в школу предпочитают ездить на транспорте, а не ходить пешком. Несколько часов на уроках, затем внеклассные занятия, часто не связанные со спортом, - здесь много не побегаешь. Приплюсуйте к этому домашнее сидение за выполнением домашних заданий, у компьютера, телевизора - и увидите, что на активный отдых времени не остается.

Результаты подсчетов неутешительны: уроки физкультуры (2 часа в неделю) иногда бассейн, ритмическая гимнастика или модные у мальчишек школы восточных единоборств - вот и все. В плотном распорядке дня школьника нет места ни для прогулок, ни для игр на свежем воздухе.
Современные дети растут и созревают быстрее, но их физическое здоровье слабеет. Не способствуя развитию ловкости и подвижности, сидячий образ жизни влечет за собой гипоксию и ослабление иммунитета.

Примерно у 70% детей имеются нарушения , а у 10% - , или боковое искривление .

Нарушения и

Имея возможность присмотреться к своим чадам за время летних каникул, многие родители замечают у них нарушения , и при обращении к врачу кое-кто безапелляционно заявляет: «У меня ребенок горбатый».
Между тем среди «горбатых» детей есть ребята с дефектами (отклонениями от нормы в выпрямленном положении тела) и связанными с этим недостатками физического развития или ограниченной свободой движений, и есть те, у которых при первом же обследовании выявляется выраженное искривление - .

Естественные и его деформации

Обследование

  • до 30% искривления - I степень;

  • до 60% искривления - II степень;
  • до 90% искривления - III степень;
  • более 90% - IV степень.

Идеальная имеет незначительный изгиб вперед, грудной незначительно назад, вперед, таз уходит несколько назад. Гипер возникает если изгиб выражен чрезмерно. -Гипер характеризируется увеличением изгибов в и в грудном отделах , в шейном нарушений нету. «Вялая» характеризируется увеличением всех изгибов .
При «Плоской» спине изгибы отсутствуют, спина прямая как "доска", в то время как при «круглой» спине имеет вид дуги.

Если при наклоне вперед со стороны спины, с одного боку выпирают ребра - это сколиотическая . Стоит отличать от сколиотической . Большинство случаев сколиотической можно полностью вылечить при своевременном обращении к специалисту, но если уже возник лечение гораздо сложнее и эффективность гораздо ниже.

Нарушения в осанке опасны своими последствиями, из-за неправильного формирования может возникнуть , , , при патологической осанке начинает быстро стареть, развивается , , межпозвоночные грыжи, ВСД. Своевременное обращение к специалисту поможет ребенку избежать серьезных последствия в будущем.

Как показывает статистика , 80-95% школьников имеют нарушения в осанке, а также тот факт, что «помолодел» свидетельствует о том, что уделяется мало внимания в детском возрасте, когда еще можно чем-то помочь.

Поводом для обращения к специалисту могут быть:

  • Жалобы ребенка на боли в спине или грудной клетке, болезненность при ходьбе, боль в стопочках;
  • Асимметрия, изменение изгибов ;
  • Сутулость при сидении за столом;
  • Явное искривление ;
  • Лежа на животе - разная длина ног;
  • Частые простудные заболевания;
  • Другие возможные нарушения;
  • Тест 1: наклон вперед, прямые ноги, руками нужно коснуться пола. При наклоне, если смотреть на спину, выпячивание реберных бугров вдоль , должно быть строго симметрично справа и слева, в противном случае необходимо обратится к врачу;
  • Тест 2: Центром подбородка коснуться (поворот должен осуществляться в шее таким образом, чтобы плечи были зафиксированы), поворот головой вправо и влево должен быть равен 80-90 градусов.

Наличие хотя бы одного симптома, свидетельствует о серьезных нарушениях в организме ребенка.

лечение

Из истории: Гиппократ объяснял возникновение деформации - нарушением мышечного равновесия.
В настоящее время благодаря современным инструментальным методам и остеопатическим техникам диагностики большой процент идиопатических (неизвестного происхождения) сколиозов уменьшается. возникает в результате недоразвития, деформации или аномалии развития (клиновидные ), ребер, мышц или связок, что собственно или опосредованно вызывает торсии . Нарушения с остеопатической точки зрения возникают в результате нарушения взаиморасположения суставных поверхностей, в результате чего блокируются зоны роста и происходят аномалии формирования . С этой точки зрения вполне объясняется механизм не способности консервативных методов ортопедии и неврологии, затормозить прогрессирования костных деформаций. Для предотвращения прогрессирования , необходимо устранить блокирование зон роста , в частности восстановить подвижность позвоночно-двигательного сегмента. Подобные манипуляции в данное время использует только манипуляционная медицина.

Основной причиной развития является клиновидная деформация тел в передних и боковых отделах. Деформированные под действием механических сил нагрузки подвергаются скручиванию (торсии). Меняется положение отростков , суставных поверхностей, расположенных на них ребер, прикрепляющихся к позвонкам, изгибается, нарушается биомеханика. В процесс также вовлекаются межпозвоночные диски, это важно в плане осложнений межпозвоночными грыжами. также поражает связочный аппарат, мышцы спины, нервную систему, а также кости таза (проявляется перекошенным тазом), внутренние органы (они смещается, изменяется жизненная емкость легких, нарушаются функции сердца и дыхательной систем и др.).
В связи с влиянием на все органы и системы тела человека, его чаще называют сколиотической болезнью.

Симптомы

В грудном возрасте ребенок лежит в С-образной позе, плохо поворачивает голову, не редко имеет такие заболевания как дисплазия ТБС и кривошея.

Рентгенологически различают такие степени сколиозов:

По величине угла все виды подразделяют на четыре степени деформации:

  1. — угол искривлении до 5—10°;
  2. II степени — угол до 25-30°,имеется легкая торсия ;
  3. III степени — угол 40— 50°, имеется значительная торсия и реберный горб;
  4. — угол искривления более 40 -50°.

Условно различают четыре степени развития деформации:

Первая степень — порок вследствие мышечной слабости — миопатии и недостаточности развития связочного аппарата. Заболевание развивается в результате дистрофических процессов на почве рахита и других заболеваний, вызывающих слабость нервно-мышечного аппарата. Деформация выражена незначительно и исчезает в положении лежа. Торсия едва заметна. Она выявляется по небольшому отклонению в сторону остистых отростков, что определяется рентгенологически.

Вторая степень — боковое искривление позвоночного столба. Деформация не фиксированная. Торсия — скручивание их вокруг продольной оси выражена значительней, в прилежащих отделах позвоночного столба появляются компенсаторные искривления. Рентгенологически определяется деформация тел на вершине искривления. Сколиотическое искривление частично устраняется после нескольких курсов лечения специалистом.

Третья степень — выраженный с отчетливым компенсаторным искривлением. Деформация фиксированная. Имеется выраженная торсия — поворот их тел вокруг вертикальной оси по направлению к выпуклости позвоночного столба, что вызывает формирование реберного горба вследствие вторичных изменений ребер. Рентгенологически на вершине искривления выявляются клинообразно измененные , межпозвонковые щели на вогнутой стороне сужены, на выпуклой расширены.

Четвертая степень — резко выраженная фиксированная деформация с тяжелой торсией и некорригирующимся реберным горбом. Деформация обезображивает туловище, вызывает его скручивание и отклонение. Реберный горб формируется сзади и спереди. Отмечается деформация таза, положение ног асимметричное.
Рентгенологически определяются клиновидные и торсионно измененные , межпозвонковые щели неравномерные, выражены явления деформирующего спондилоартроза.

По происхождению различают две группы сколиозов:

  • первая группа включает врожденные и диспластические ,
  • вторая — приобретенные.

По классификации Кобба подразделяют на пять групп.

  • В первую группу входят , в основе которых лежит слабость мышечно-связочного аппарата, т. е. миопатического происхождения (например, вследствие рахита).
  • Вторая группа включает в себя , возникающие в результате заболевания центральной и периферической нервной системы, т. е. неврогенные (например, после полиомиелита, спастического паралича, сирингомиелии, , люмбоишиалгии и др.).
  • Третью группу составляют диспластические , т. е. , возникшие на почве аномалий развития и ребер.
  • В четвертую группу включены , развивающиеся в результате заболеваний грудной клетки (например, вследствие эмпиемы плевры, послеожоговых рубцов и др.).
  • Пятую группу составляют с неизученной до конца этиологией, т. е. идиопатические .

В практике делят на две группы:

  • Врожденные или диспластические (аномалии развития скелета — клиновидные добавочные пли недоразвитые , их сращение, расщепление тел или дуг , сращение ребер на одной стороне, врожденные изменения в области IV— V и I крестцового и др.).
  • И приобретенные (компенсаторные, паралитические, травматические, рубцовые, рефлекторно-болевые, кифосколиотические, рахитические, сирингомиелические и др.).

Диагностика

Увеличение дуг сколиотического искривления определяют с помощью сколиозомера или измерением углов искривления по рентгенограмме. Большое значение для диагностики имеет рентгенологический метод исследования, позволяющий выявить ранние признаки заболевания, а также причины, способствующие его дальнейшему развитию (дисплазия поясничного отдела позвоночного столба, добавочные полу, конкресценция тел , сращение ребер и др.).

Определение угла легло в основу клинико-рентгенологической его классификации. Угол устанавливают по рентгенограмме, снятой в переднезаднем направлении, следующим образом. Выше и ниже первичной кривизны определяют два нейтральных с равномерной на всем протяжении межпозвонковой щелью и параллельными соответствующими поверхностями . Через вершину верхнего и основание нижнего в поперечном направлении проводят две линии. Из середины верхней линии через центр нейтрального опускают перпендикуляр, а из середины нижней линии восстанавливают перпендикуляр.

Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды. В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.

О позвоночнике и его изменениях

Позвоночник (позвоночный столб) является основной частью осевого скелета человека и состоит из 33–34 позвонков, которые соединены между собой хрящами, связками и суставами.

В утробе матери детский позвоночник выглядит как равномерная дуга. При появлении ребёнка на свет, его позвоночник выпрямляется и приобретает вид практически прямой линии. Именно с момента рождения начинает формироваться осанка. При наличии навыка удерживания головы в поднятом состоянии, в шейном отделе позвоночника малыша постепенно возникает изгиб вперёд, так называемый, шейный лордоз . Если пришло время, когда ребёнок уже умеет сидеть, в грудном отделе его позвоночника также формируется изгиб, только обращённый назад (кифоз). А если ребёнок начинает ходить, в поясничном отделе со временем образуется изгиб с выпуклостью, которая обращена вперёд. Это поясничный лордоз. Именно поэтому важно следить за дальнейшим правильным формированием детской осанки.

Об осанке и её нарушениях

Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.

Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.

При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нару
шается нормальное функционирование внутренних органов.

Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.

Профилактика нарушений осанки

Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.

  1. Правильное питание.

Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.

  1. Двигательная активность.

Очень важны для здоровья детской осанки занятия
физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.

  1. Правильный режим дня.

Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.

  1. Удобная детская комната.

4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.

4.2. Высота стола должна соответствовать росту ребёнка. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанки школьника.

4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.

4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.

4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности. Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция. Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.

  1. Грамотная коррекция обуви.

Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие ).

  1. Равномерное распределение нагрузок.

Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника. Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам. Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля. Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.

Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине. Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.

Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её – это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.

Формирование правильной осанки

Стимулировать рост и развивать мышцы ребёнка можно смело начинать с момента его рождения. Так их рост и сила будут быстрее развиваться и преумножаться. Для грудных детей отличным помощником в этом является массаж (по назначению врача).

Малышу в возрасте 2-3 месяцев можно приступать делать упражнения на тренировку мышечных групп, отвечающих за удерживание тела в правильном положении. Для этого достаточным будет при помощи ладоней поднять ребёнка, переведя из положения «лёжа» в положение «вверх», после чего недолго подержать его на весу. В этой позиции мышцы и суставы малыша будут двигаться, тренируя при этом все мышечные группы.

После 1,5 лет в игровой форме с ребёнком можно начинать заниматься гимнастикой. Вместе вы можете «колоть дрова», «по-кошачьи» выгибать спину, «качать воду», ходить по нарисованной линии, словно по канату, кататься по полу, проходить полосу препятствий и т.п. Можно попросить ребёнка изобразить птичку: лечь на живот, «раскинуть крылья» (развести руки в стороны) и подержаться за щиколотки приподнятых ног.

Осанка ребёнка формируется до периода полового созревания. Всё это время необходимо следить за её формированием. Если у ребёнка уже возникло определённое нарушение, до наступления этого периода оно может быть исправлено. Ребёнок при этом должен регулярно посещать врача-ортопеда, находясь у него на диспансерном учёте и проходить все доступные виды лечения. Это может быть лечебная физкультура, плавание, массаж, физиотерапия, мануальная терапия, а также хирургическое лечение (по показаниям).

Полезные упражнения

Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой и во время физкультминуток в домашних условиях и, главным образом, в дошкольных и школьных учреждениях можно использовать различные полезные упражнения. Ниже приведены примеры таких упражнений.


Заключение

Дорогие родители, напоминать и говорить ребёнку «Сядь прямо» или «Не сутулься» конечно, нужно, но этого всё же недостаточно. Начинайте беспокоиться о здоровье своих малышей ещё «с пелёнок» и обязательно найдите время для занятий с ними. Важным моментом в формировании правильной осанки ребёнка является личный пример. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, держите спину ровно и будьте здоровы!

Нарушение осанки у детей заметно невооруженным глазом не только квалифицированному ортопеду-травматологу, но и родителям. Сгорбленная спина, ассиметричность плечевого пояса, выпячивание живота – классические проявления патологии. Примерно в 30% случаев смещение вертикальной оси туловища обусловлено наличием сколиоза (боковым отклонением позвоночного столба).

Осанка у детей формируется до 24 лет в связи с постоянным ростом тела. На этом фоне любое воздействие может спровоцировать искривление позвоночного столба в горизонтальной и фронтальной плоскостях, поэтому важно ежегодно проверять наличие искривлений вертикальной оси.

:

  • Вертикальность туловища;
  • Развернутая грудная клетка;
  • Отведенные плечи;
  • Близкое расположение лопаток;
  • Подтянутый живот.

Любое отклонение от вышеприведенных признаков свидетельствует о наличии патологии.

Виды нарушения осанки в сагиттальной плоскости:

  • Сутулость – поясницы и увеличение кифоза груди;
  • – сглаживание всех изгибов позвоночного столба;
  • – уплощение грудного кифоза с нормальным поясничным лордозом;
  • – повышение грудного кифоза на протяжении грудного отдела;
  • – увеличение лордоза в пояснице и кифоза в груди.

Во фронтальной плоскости появляется сколиотическая дуга. Она не является заболеванием в отличие от сколиоза (бокового искривления оси позвоночника), а лишь следствием повышенного тонуса скелетной мускулатуры в одной половине туловища.

1 степень – ребенок при желании может принять нормальную позицию, но в свободной позе прослеживается искривление позвоночной оси;

2 степень – деформация устраняется при висе на турнике или шведской стенке, и выпрямлении туловища;

3 степень – искривление остается при выпрямлении и висе ребенка на гимнастической штанге.

Осанка у детей при смещении оси позвоночника в боковую плоскость называется сколиотической дугой. Без выполнения рентгенографии позвоночного столба в прямой и боковой проекциях ее сложно отличить от истинного сколиоза. Тем не менее, искривление позвоночника во фронтальной плоскости в 3 и 4 степень приводит к инвалидности детей.

Виды сколиоза и нарушений осанки у детей

  1. На начальной стадии внешнего искривления спины вбок сложно дифференцировать между сколиозом и сколиотической дугой. Единственным признаком на рентгенограмме, позволяющим это сделать, является поворот позвонков вокруг оси (торсия) при истинном сколиозе. Величина искривления не превышает 30%.
  2. Искривление 31-60% отчетливо прослеживается при визуальном осмотре спины ребенка и появляется на 2 стадии сколиоза;
  3. Деформация позвоночного столба до 90% характеризуется изменением формы позвонков (они становятся клиновидными) и свидетельствует от 3 стадии патологии;
  4. При искривлении более 90% позвоночного столба (4 степень) в боковой плоскости появляется выраженное искривление вертикальной оси тела с непропорциональным смещением анатомических структур и внутренних органов.

Сколиоз более характерен для девочек в возрасте 12-14 лет при быстром росте и половом созревании. В данном случае изменения связаны с тем, что мышечно-связочный аппарат не успевает приспосабливаться к быстрому росту костной структуры.

Нарушенная осанка у детей может сочетаться с позвоночным горбом. При обзоре спины ребенка с данной патологией отчетливо выделяется большое выпячивание в грудном отделе. Дети с позвоночным горбом не могут опереться о спинку стула при сидении и всегда жалуются на боли в грудном отделе позвоночника.

Правильная осанка у детей должна формироваться с самого юного возраста. Как предотвратить искривление позвоночника у грудничков:

  • Грудничка нельзя класть на мягкую перину, а также сажать на подушки;
  • Когда малышу исполнится 3 года, его уже следует перекладывать на живот;
  • Не следует преждевременно пытаться научить малыша ходить;
  • Нельзя носить детей на одной руке все время;
  • При прогулке вместе с ребенком лучше водить его не за руку, а за широкую ленту, пропущенную через область подмышечных впадин;
  • С 2-3 лет учите детей правильно сидеть на стуле;
  • Постарайтесь научить их спать на жесткой постели с раннего возраста.

Родители должны помнить, что все их предыдущие старания по формированию правильной осанки у детей могут быть перечеркнуты неправильной посадкой за школьной партой или ношением тяжелого рюкзака на одном плече.

Медицинские принципы исправления позвоночника у ребенка

Неправильная осанка у детей требует обязательной постановки их на диспансерный учет. При этом ортопед-травматолог определит оптимальные методы коррекции:

  • При прогрессирующем сколиозе 3-4 степени, который выявляется у 0,6-0,7% процентов детей требуется госпитальное лечение: вытяжение, подводный массаж, специальные упражнения;
  • Не прогрессирующие сколиозы лечатся в амбулаторных условиях до окончания процесса роста детей;
  • При исправление патологии проводится корригирующей гимнастикой в группе лечебной физкультуры;
  • Смещение оси позвоночника в боковой плоскости 2-3 степени требует тщательного подхода к лечению. Таким детям назначаются занятия лечебной физкультурой в медицинском заведении или врачебно-физкультурном диспансере.

При сутулости, плоской и круглой спине необходимо ориентировать детей на регулярное выполнение упражнений (не реже 3 раз в неделю).

Перед выполнением лечебной гимнастики необходимо проработать позу правильной осанки. Установите ребенка возле стены и положите на голову книгу. Необходимо удерживать ее максимальное время. С помощью данной тренировки подсознательно закрепляется правильная поза.

Для профилактики искривления спины следует обращать внимание на следующие особенности:

  • Предотвратить функциональное укорочение конечности поможет правильный подбор обуви. При врожденном плоскостопии необходимо носить специальную обувь;
  • Для сна ребенку необходимо приобрести жесткий матрас;
  • Строгое соблюдение режима дня;
  • Отказ от некоторых вредных привычек: ношение рюкзака, неправильное положение туловища за школьной партой, перекидывание одной ноги на другую.

Заостряем внимание родителей на том, что частой причиной нарушения осанки у детей является плоскостопие. К сожалению, неправильное формирование свода стопы у малыша не настораживает родителей. Тем не менее, при ходьбе у ребенка с плоскостопием вес тела приходится на суставы и позвоночник, нарушается амортизационная функция последнего.

Поскольку плоская стопа у детей вначале не болит, проблема не доставляет дискомфорта. Болевой синдром возникнет лишь когда в костях отложатся соли кальция, а в организме человека не хватит сил для обеспечения функции передвижения.

С течением времени вслед за плоскостопием возникнет варикозное расширение вен нижних конечностей по причине нагрузки на кровеносную систему ног.

Вследствие быстрого развития осложнений врачи пытаются лечить нарушения осанки сразу после обнаружения. Эффективность терапии напрямую зависит от заинтересованности пациента в правильности, регулярности и длительности выполнения рекомендаций врача.

Укрепление мышечного корсета

Упражнения при нарушении осанки позволяют укрепить мышечный корсет спины, улучшить динамические свойства скелетной мускулатуры и предотвратить дальнейшее смещение позвоночника.

Курс лечебной гимнастики необходимо проводить регулярно и длительно. Систематичность выполнения упражнений не должна быть меньше 3 раза в неделю.

Гимнастические упражнения для в зависимости от механизма действия классифицируются на 2 вида:

  • Статические;
  • Динамические.

Статические упражнения предназначены для укрепления «медленных» мышечных групп. Данные волокна чаще находятся в тоническом состоянии и очень медленно расслабляются. При искривлении оси позвоночника «медленные» мышцы с одной стороны туловища находятся в спазмированном состоянии. Чтобы его предотвратить назначаются статические упражнения.

Тренировка динамической скелетной мускулатуры направлена на повышение ее эластичности. В данном случае укрепляются «быстрые» мышечные волокна. Они способны быстро сокращаться и расслабляться. Активируются при активных физических движениях.

Гимнастические упражнения по особенностям воздействия на мышцы можно разделить на 3 разновидности:

  • Симметричные;
  • Ассиметричные;
  • Смешанные.

Симметричные упражнения воздействуют на симметричные группы мышц с обеих сторон туловища. Ассиметричные – направлены на укрепление отдельных мышечных волокон. Комбинированные варианты включают в себя обе вышеперечисленные группы.

Гимнастические упражнения

Приведем примерный перечень упражнений, которые применяются для исправления деформации позвоночника у детей:

  • Осуществляйте подъем прямых ног в стоячем положении. При этом на каждый счет пытайтесь достать ладонью руки носок ноги;
  • Если ежедневно выполнять упражнение «велосипед», можно быстро укрепить брюшной пресс. Оно предполагает имитирование езды на велосипеде, сидя на стуле;
  • Приподнимите ноги на высоту 40 см над полом и меняйте высоту подъема нижних конечностей постоянно. При этом одна нога должна двигаться вверх, а другая вниз;
  • Вытяните ноги прямо, а руки расположите вдоль туловища. В таком положении приподнимите ноги и зафиксируйте их на 30 секунд под углом в 30 градусов;
  • Если предыдущее упражнение выполнять легко, можно применить его усложненный вариант: поднимайте ноги под углом в 45 градусов;
  • Лягте на спину и выполняйте «ножницы» около 30 раз (попеременно заводите одну ногу за другую в поднятом положении);
  • Лежа поднимайте и опускайте ноги за голову 10-15 раз;
  • Сидя на стуле, закрепите ноги под опорой (ей может быть стул). Руки заведите за голову. Медленно разгибайтесь и опускайтесь;
  • Выполняйте висение на перекладине. Поднимите ноги прямо до прямого угла. Количество повторов 10-15 в течение 10 секунд;
  • Подтягивайте колени к животу в лежачем положении. Число повторений – по самочувствию.

Вышеприведенные упражнения для детей могут выполнять и родители. Они удобны тем, что не требуют длительных повторов и укрепляют мышечный корсет спины.

В заключение хотелось бы напомнить, что не существует таких лекарств, которые бы сделали мускулатуру сильной, а связки эластичными. Только лечебная гимнастика способна привести к королевской осанке.

Красота каждого человека – это не только черты лица, фигура и состояние кожи. Это еще красивая ходьба и осанка, зависящие от состояния спины. Оно формируются как раз в подростковом периоде, когда опорно-двигательный аппарат ребенка «переживает» множество изменений и происходит его активный рост.

Каждый родитель должен осознавать, что пропущенные в детстве и юношестве нарушения развития скелета очень сложно корректируются во взрослой жизни человека. Поэтому очень важно выявлять их в начале формирования.

Нарушение осанки у детей школьного возраста встречается повсеместно. Причин для развития таких нарушений опорно-двигательного аппарата много. Связаны они часто не всегда с наследственной предрасположенностью или особенностями растущего организма, т.е. с неблагоприятным фоном.

Как правило, внешние факторы становятся ключевыми в формировании неправильной осанки ребенка, наслаиваясь на фоновое состояние.

Задача позвоночного столба человека в любом возрасте, в том числе и подростковом периоде – это:

  • поддерживать правильное вертикальное положение тела;
  • равномерно распределять возникающую в таком случае нагрузку на туловище;
  • помогать координировать ходьбу, бег и другую физическую активность.

Нарушения осанки не только приводят к ограничению трудоспособности или физической активности, но и служат причиной болей в спине. Нередко они предрасполагают к развитию ряда дегенеративных болезней позвоночника.

К моменту первого похода в школу ребенок уже имеет сформированный позвоночный столб, который с каждым годом растет и удлиняется. Именно позвоночник, принимающий на себя всю нагрузку при прямохождении человека, формирует внешний вид спины и туловища при стоянии или ходьбе. Это и принято именовать осанкой человека. Однако позвоночник даже ребенка в норме не является прямым «стержнем». В норме он имеет 2 больших физиологических изгиба – в грудном отделе он направлен кзади, а в поясничном – кпереди. Именно благодаря таким «искривлениям» в форме английской буквы S, нагрузка, которая появляется в вертикальном положении тела на позвонки, распределяется равномерно.

Обычно перед первым походом в школу ребенка осматривает врач ортопед-травматолог. Он может выявить сформировавшиеся в этом возрасте нарушения осанки. Чаще всего они возникают по причине врожденных деформаций скелета, травм или заболеваний костной ткани (рахита и т.д.). Однако практически у 90% детей в этом возрасте (6-7 лет) не выявляются какие-либо значительные искривления позвоночного столба, которые требовали бы лечения или дальнейшего врачебного наблюдения. А вот в школьные годы процент детей, у которых развиваются те или иные нарушения осанки, начинает стремительно расти. К этому приводят как особенности сидения за партой, так и ряд сугубо индивидуальных причин.

Поэтому родители не должны перекладывать ответственность за здоровье ребенка на учителей, школьных медсестер и т.д. Необходимо самостоятельно следить за тем, правильно ли развивается опорно-двигательная система у детей. Не стоит игнорировать регулярные профилактические осмотры у ортопеда-травматолога, которые помогут выявить начинающиеся отклонения в формировании правильной осанки, не дожидаясь их запущенной стадии.

Причины изменений осанки у детей

Естественно, что любое изменение формы позвоночника у ребенка не возникает само по себе. Существуют вполне конкретные, но не всегда очевидные причины, почему изменяется нормальная осанка. К сожалению, некоторые из них очень трудно диагностируемые. Они крайне редко выявляются на ранней стадии изменения опорно-двигательного аппарата, вызывая быстрое развитие заболевания. Другие же причины влияют на осанку медленно и постепенно, что вызывает стойкое и прогрессирующие ухудшение состояния спины ребенка.

Обобщенно, причины, ведущие к стойкому изменению формы осанки детей школьного возраста можно представить так:

  1. Врожденные заболевания и аномалии развития, ведущие к деформации позвоночного столба и грудной клетки. Они могут быть следствием как врожденных уродств плода, так и результатом деформаций тела из-за пороков сердца. При достижении школьного возраста у таких детей происходит закономерный рост костей тела, что часто только усугубляет врожденные нарушения осанки.
  2. Заболевание, связанное с дефицитом витамина Д3 и нарушением нормального обмена кальция – рахит. В результате происходит изменение структуры костей, в том числе и позвоночника. К счастью, рахит у современных малышей, благодаря высокому уровню медицины, диагностируется все реже. Однако именно от родителей зависит, возникнет ли такая патология у ребенка, которая необратимо скажется на формировании осанки в старшем возрасте. Так, еще на первом году жизни с профилактической целью врачи назначают прием витамина Д3 в каплях.
  3. Наследственная предрасположенность к возникновению деформаций позвоночника и нарушениям осанки. Если родители ребенка страдают тяжелыми формами искривления позвоночного столба, то часто такие изменения могут возникнуть и у ребенка. Чаще всего истинной причиной таких процессов являются различные генетические синдромы, которые ведут к изменению нормальных свойств соединительной, хрящевой и мышечной ткани.
  4. Отсутствие специальной гимнастики для мышц спины, занятий физкультурой или пауз для физических упражнений во время обучения в школе. Именно физическая активность и соблюдение регулярных перерывов во время уроков – это залог того, что даже при не совсем идеально подобранной парте, осанка ребенка останется в норме.
  5. Тесная и неудобная одежда, выбранная родителями для своего ребенка.
  6. Регулярное ношение ранцев на одном плече или тяжелых портфелей в одной руке без чередования. Воздействие такой нагрузки на одну сторону тела вызывает компенсаторное мышечное напряжение на другой стороне. Туловище как бы пытается справиться это чревато искривлением позвоночного столба.
  7. Травма позвоночника, лопаток или грудной клетки в этом возрасте. Если после сращения переломов позвонков, ребер или лопаток сохраняются небольшие отклонения по оси костных фрагментов, в дальнейшем при росте костей деформации могут только усиливаться. В тяжелых случаях это угрожает критическим нарушением скелета и прекращением роста костной ткани.

Причины нарушений осанки, возникающие непосредственно в школе

Одной из причин искривления позвоночника является ослабление мышечного корсета спины. Оно развивается на фоне длительных неудобных, статичных положений тела. Именно эту причину и провоцируют некоторые особенности обучения в школе:

  • Неверно подобранные школьные парты, сидения и столы. Это заставляет ребенка занимать неудобное и неправильное положение для того, чтобы писать, читать и рисовать. Регулярное и длительное нахождение в таких условиях заставляет позвоночник адаптироваться, но ценой нарушения нормальной осанки.
  • Неправильное освещение рабочего места за партой. Часто ребенок вынужден учиться в условиях, когда падающий боковой свет закрывается рукой. Это заставляет школьника занимать неправильное положение за партой и, следовательно, провоцирует нарушение осанки.
  • Неверно оборудованное место для выполнения домашних заданий, чтения и работы за компьютером дома.
  • Постоянное использование гаджетов (смартфонов, планшетов и ноутбуков), не сидя за столом с правильным положением спины, а лежа или сидя в кровати.

Выше приведены лишь основные, часто встречающие причины нарушения детской осанки. Существует также множество более редких причин развития такой патологии (инфекции, аутоиммунные процессы, опухоли и т.д.).

Однако в большинстве случаев возникновение искривления позвоночного столба различных видов возникает по вине самого школьника, его родителей, а также системы образования. Она не обращает должного внимания на ортопедический компонент школьной мебели.

Виды нарушений осанки у детей школьного возраста

Основные виды нарушения осанки, которые встречаются у школьников, следующие:

  1. Подростковый сколиоз. Это форма бокового искривления позвоночного столба, т.е. влево или вправо. Она выявляется визуально врачом по искривлению условной оси, проведенной по остистым отросткам позвонков. Наглядно ее можно диагностировать и рентгенологически с вычислением угла искривления и определения стадии заболевания. Существуют некоторые разногласия относительно истинной причины развития такого изменения осанки – вызывается ли она неправильной нагрузкой на позвоночник во время обучения в школе или возникает по невыясненным причинам (идиопатически). При этом сидячее положение на уроках только усугубляет течение болезни.
  2. Кифоз – искривление позвоночника вперед в грудном отделе, которое провоцируется длительным, неправильным положением тела. То есть как раз тем состоянием, которое наблюдается у большинства школьников, когда они неправильно сидят за партами, длительно читают книги или пишут. У подростков чаще всего диагностируется мобильный кифоз, связанный со слабостью мышц спины.
  3. Лордоз шейного или поясничного отдела у подростков. Это состояние встречается довольно редко и обычно обусловлено заболеваниями позвоночника или травмами.

Нарушение осанки у детей должны быть не только вовремя выявлены специалистом, но и требуют предпринятия мер по устранению и коррекции таких состояний. Это позволит избежать прогрессирования искривления позвоночного столба и сложного оперативного лечения в последующем.

Лечение и профилактика нарушений осанки у детей школьного возраста


Лечение искривления позвоночника у детей чаще всего проводится консервативно. Лечебная гимнастика и физическая реабилитация для детей, имеющих начальные стадии нарушения осанки, позволяют не только сдержать прогрессирование патологии, но и укрепляя мышечно-связочный аппарат позвоночника, исправить искривления его оси.

ЛФК для детей с нарушением осанки включают не только физические упражнения, но и плавание в бассейне, массаж и гидромассаж, ношение специальных корректирующих корсетов и т.д. Лечебная физкультура при таких нарушениях позвоночного столба должна стать для ребенка незаменимым, регулярным занятием. Существующие комплексы ЛФК для детей с нарушением осанки при правильном применении под контролем врачей и инструкторов позволяют школьникам восстановить красоту осанки и забыть о потенциальных проблемах со спиной во взрослой жизни.


Ношение специальных корректирующих корсетов, задача которых сдержать процесс искривления позвоночника, решают проблему ребенка лишь наполовину. Зачастую их эффективность без физических упражнений невысока. В сложных случаях, когда нарушения осанки прогрессируют или связаны не только со слабостью мышц спины, врачи вынуждены прибегать к оперативному лечению и стабилизации позвоночного столба специальными металлоконструкциями. Такое лечение, к сожалению, не только длительное, снижает функциональные возможности спины, но и не может быть проведено до момента окончания роста позвонков, т.е. оно противопоказано до возраста 16-18 лет.

Неправильная осанка - это не просто эстетическая проблема. Если ее вовремя не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только. Однако не стоит впадать в панику, заметив, что малыш держит спину не совсем ровно. Чаще всего своевременные меры помогают исправить осанку, но при этом очень валено понимать причины, которые ведут к ее искривлению.

Факторы риска

Проблемы развития

Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11 -12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдаются у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников).

Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника. Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки. Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба.

Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а "свисающие плечи" - результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины. Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например неправильное положение туловища во время игр или занятий.

Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.

Неверная поза

Положение сидя . Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или перекашивается на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки.

К неправильному положению тела при сидении следует отнести посадку, при которой туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно, согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. А может быть, книга, которую рассматривает малыш, лежит слишком далеко от него.

Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо. Приглядитесь: возможно, стол, за которым ребенок занимается, высоковат для него, и левая рука свисает вниз, вместо того чтобы лежать на столешнице (то же самое может происходить, если стол круглый).

Положение стоя . Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника, вызванного другими причинами (например, недоразвитием пояснично-крестцового отдела позвоночника).

Гиподинамия...

Еще одним немаловажным фактором возникновения нарушений осанки у детей следует считать пресловутый образ жизни. Как это ни печально, но современные дети стали меньше двигаться. Начиная с 3 лет многие малыши отправляются в группы раннего развития" class="wordlink" title="https://www.7ya.ru/pub/early">раннего развития (прежде всего умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок вынужден подолгу сидеть. Кроме того, дети рано приобщаются к просмотру телевизора, видеопродукции, могут часами просиживают за компьютерными играми, а на улице, встретившись с друзьями, вместо подвижных игр, увлеченно обсуждают особенности прохождения и коды той или иной электронной "стрелялки". Что поделать, хочешь быть современным, следуй современным течениям жизни. Однако человек должен развиваться гармонично, физическое развитие не должно отставать. Слабость мышечного корсета у наших детей в первую очередь обусловлена отсутствием адекватных физических нагрузок, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины просто необходима.

Распознать вовремя

Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне. Важно также правильное положение позвоночника - не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины, когда он стоит. При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски.

По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялая осанка. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки.)

При обнаружении искривления необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется, то речь пока идет лишь о нарушении осанки, которую можно исправить.

Тест для мышц . Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины. Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки - на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 с, дети 7-10 лет - 1 - 1,5 мин, 12-16 лет - от 1, 5 до 2, 5 мин. Развитие мышц брюшного пресса определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников - 10-15 раз, для детей 7- 11 лет - от 15 до 20 раз, в 16-18 лет - от 20-30 раз.

Если выявлены нарушения осанки и (или) слабость мышечной системы, ребенка следует проконсультировать у врача-ортопеда, травматолога или врача лечебной физкультуры. Доктор проводит осмотр ребенка, в случае необходимости выполняются дополнительные методы исследования: рентгенография, электромиография и пр.

В последнее время появился новый метод исследования - топографическая фотометрия, позволяющий не только диагностировать нарушения состояния опорно-двигательной системы, но и оценивать эффективность проводимого лечения. Метод основан на фотографировании осанки пациента после того, как врач наносит маркером основные точки-ориентиры на спину ребенка.

Формируем осанку

Поскольку одно из основных условий хорошей осанки - правильное развитие организма, нужно постараться создать максимально благоприятные условия для роста. В частности, очень важно соблюдать общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание занятий и отдыха, использование средств .

Заниматься укреплением мышечного корсета надо с младенчества, но при этом не следует торопить физическое и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять кроху ходить в 9 месяцев, а то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие ортопедических заболеваний у малыша. Пусть малыш больше двигается в положении лежа или ползает, пока он сам не сядет или не поднимется на ноги.

Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мышечной системы, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения.

Недостаток физической активности препятствует развитию мышечного корсета, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины необходима. Правильно подобранная физическая нагрузка предупреждает нарушения осанки, а также помогает их преодолеть.

Упражнения подбираются в зависимости от типа искривления позвоночника: детям, предрасположенным к сутулости, рекомендованы разгибания спины с усилием до максимально выпрямленного положения, ребятам со сведенными вперед плечевыми суставами полезны круговые движения одновременно двумя руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок. При "свисающих" плечевых суставах полезно отведение рук через стороны вверх, поднимание плеч, вытягивание рук вверх с противодействием (взрослый кладет руки на плечи ребенка). Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие. Например, ходьба по скамейке или бревну с руками, отведенными в стороны.

При подборе упражнений следует учитывать возраст ребенка.

Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера. Так, например, дети с удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника, если попросить их изобразить столбик ртути в термометре под лучами солнца. Делая упражнение "Дровосек", дети "рубят дрова", выполняя повороты верхней части тела. Упражнение "Прыжок лягушки" помогает исправить поясничный лордоз.

Дошколята (с 4-5 лет) способны понять более сложные гимнастические задания и справиться с ними.

Если ребенок значительно ослаблен, желательно сочетать ежедневное выполнение упражнений с занятиями лечебной физкультурой для укрепления мышц спины и брюшного пресса в поликлинике с врачом лечебной физкультуры.

В начале и в конце каждого занятия дети должны упражняться в правильной осанке. (Для этого годится упражнение-тест, которое выполняется у стены.) Следует заинтересовать их проблемой осанки, заставить думать о ней в течение дня, проверять ее не только при гимнастике, но и во время занятий за столом, на прогулке. Ребенку, посещающему детский сад, можно предложить следить не только за собой, но и за товарищей. Обычно это превращается в своеобразное соревнование между детьми: кто кого чаще застанет в положении неправильной осанки. Такое соревнование заставляет детей быть начеку и всегда сохранять нормальное положение спины - в конце концов это станет привычкой.

Приведенный нами комплекс упражнений можно считать скорее профилактическим. Он в первую очередь полезен практически здоровым детям, а не только тем, у кого обнаружено нарушение осанки (таким маленьким пациентам в зависимости от дефекта врач подберет индивидуальный комплекс специальных упражнений). Лечение патологии опорно-двигательного аппарата всегда длительное, сложное, требующее значительных усилий не только от специалистов, но и от самого больного. Порой серьезные проблемы с осанкой и лечебные мероприятия делают недоступными для ребенка некоторые стороны "общественной" детской жизни. Поэтому важно предупредить возникновение нарушений осанки, т.е. систематически заниматься адекватной физической нагрузкой и регулярно (ежегодно) посещать с ребенком врача-ортопеда для профилактических осмотров. Кроме того, общее развитие малыша возможно улучшить при помощи спортивных секций, посещать которые можно с 4 - 5 лет. Правильному развитию осанки способствует плавание (предпочтительно брассом, на спине). Помимо этого полезны занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом (по пересеченной местности). Постарайтесь поддержать интерес ребенка к спортивным занятиям, и это позволит ему избежать многих проблем, связанных с осанкой.

Примерный комплекс упражнений для укрепления мышц спины и пресса

(можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста)

  1. Исходное положение - стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки, - вдох; вернуться в и.п. - выдох.
  2. Исходное положение - стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной - выдох; вернуться и и.п. - вдох.
  3. Исходное положение - стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх - выдох; вернуться в и.п. - вдох.
  4. Исходное положение - стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая.
  5. Исходное положение - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.
  6. Исходное положение - лежа на спине на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу - выдох; выпрямить - вдох.
  7. Исходное положение - лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами.
  8. Исходное положение - лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п.
  9. Исходное положение - лежа на животе, руки в сторону. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п.
  10. Исходное положение - лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу - вдох, вернуться в и.п. - выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу.
  11. Исходное положение - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером, в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 мин.

Для того чтобы упражнения воздействовали достаточно точно, они должны выполняться интенсивно, то есть выше обычного уровня возможности детей. Сначала даются более легкие упражнения с постепенным переходом к более трудным. На протяжении занятия неоднократно делаются паузы для отдых. Отдыхать рекомендуется в положение лежа:

  • лежа на спине, ноги слегка подтянуты к животу, руки за головой;
  • лежа на животе, подбородок опирается на кисти рук.

Олег Малахов
профессор, заведующий отделением детской ортопедии Центрального института травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова, д. м. н.
Михаил Цыкунов
профессор, заведующий кафедрой реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова, д. м. н.
Светлана Федорова
врач-реабилитолог, сотрудник кафедры реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова

Светлана Федорова
Михаил Цыкунов
Олег Малахов

Комментировать статью "Не спина, а знак вопроса. Нарушение осанки у детей"

Конечно, следить за осанкой и приучать ребенка к самоконтролю - необходимо, но не тешьте себя надеждой, что человек может быть прямым, как струна. Малозаметные, небольшие изгибы позвоночника в сторону не только неизбежны, но и необходимы – это обеспечивает смягчение толчков и сотрясений тела во время ходьбы, бега, прыжков. Главное - вовремя определить, является ли отклонения от нормы просто нарушениями осанки или сколиозом, прогрессирование которого очень сложно остановить. Если второе, то...

Красивая улыбка – залог успеха не только в личной, но и социальной жизни. Неровные, желтые зубы, а тем более отсутствие зубов не позволяют нам улыбнуться понравившемуся человеку, мешают улыбаться работодателю, в результате чего можно не получить престижную работу и упустить главную встречу всей жизни. Ровные зубы и правильный прикус дан человеку не только для красоты, но в первую очередь для того, чтобы качественно пережевывать пищу. Не полностью размельченная пища может привести к...

Мы двигаемся красиво, если включаем в свои тренировки (занятия, разминку, утреннюю гимнастику, лечебную программу...) упражнения на координацию и равновесие. Привлекающая взгляды походка и королевская осанка невозможны без проработанных мышц-стабилизаторов. И радостно то, что всё реально и достижимо, была бы мотивация!;) . Человек, у которого болит спина или суставы, не может ходить красиво по определению. И привыкать к боли - не выход. Старайтесь получить мнение специалистов вовремя, когда...

Наш ребенок постоянно горбатится, боюсь это может плохо кончится. постоянно над ним ходить и выпрямлять ему спину, не можем. только захожу в комнату, сидит как горбунок. Подскажите.

Обсуждение

Я тоже считаю, что дело в мебели, выберите подходящий стол и стул, плюс следите за тем, в какой позе ребенок спит

Для начала купите хороший стол и стул. именно на детей, а не старый СССР стол, который только испортит осанку вашего ребенка и может испортить здоровье в процессе.